Трансформирующая роль науки и технологии на современном этапе научно-технологического развития огромна для всех сфер общества. Однако такая трансформация не проходит гладко и безболезненно. Почти повсеместно распространение научных фактов и технических инноваций сталкивается с публичным обсуждением, критикой, и даже активным сопротивлением разных социальных групп. Эти процессы особенно ярко видны на примере цифровизации и изменения климата, где существует целый веер позиций. Процессы споров о науке и технологиях стали объектом пристального изучения в последние десятилетия. Данный курс в России представлен впервые и направлен, с одной стороны, на то, чтобы дать студентам разного профиля концептуальные инструменты для размышления, дискуссий и интерпретации научных и технических споров. Для этого будут рассмотрены ранние подходы к контроверзам (Д. Нелкин, Г. Коллинз) и более поздние теории (Н. Маррес, Т. Вентурини). С другой стороны, курс предлагает набор методологических инструментов для выявления, анализа и картографии научных и технических споров. Особое внимание в дисциплине уделено цифровым методам исследования споров с опорой на автоматизированный анализ текстов. После прохождения курса студенты приобретут навыки по анализу и интерпретации публичных споров о науке и технологиях, что позволит лучше понимать процессы, происходящие в научной коммуникации, в тенденциях развития науки и технологий, извлекать полезное исследовательское зерно из научных и технических споров.
- Преподаватель: Элина Геринг
- Преподаватель: Татьяна Максимова
Курс представляет собой введение в проблематику риска и регулирования в социальных и экономических науках и опирается на методологию нескольких дисциплин. Слушатели познакомятся с основными подходами к пониманию риска и неопределенности, научатся критически анализировать «риск» как объект экспертного знания и управления в различных контекстах, от корпоративного риск-менеджмента и финансирования высоких технологий до здравоохранения, инфраструктурного планирования и адаптации к изменениям климата. Кроме того, будут рассмотрены основные подходы к построению системы регулирования рисковых событий, нивелированию негативного воздействия рисков различных природы и. разработке стратегий по управлению системами в условиях неопределенности.
- Преподаватель: Элина Геринг
- Преподаватель: Татьяна Максимова
Цель курса – ознакомить студентов с теорией и практикой основных методов сбора данных в исследованиях науки и технологий (STS). Для достижения этой цели предполагается посвятить лекций основным методам, которые используются в STS. Эти методы можно разделить на методы, заимствованные из традиционных социальных наук: интервью, наблюдение, анализ документов; а также методы, сформировавшиеся внутри STS или близких подходов: акторно-сетевая теория и картография контроверз. Практические занятия будут посвящены тренировке компетенции в области использования методов сбора и анализа данных в исследованиях науки и технологий.
- Преподаватель: Элина Геринг
- Преподаватель: Татьяна Максимова
Цель курса по научной коммуникации — дать представление и обеспечить практические навыки продвижения научного знания как внутри академического сообщества, так и за его пределы. В курсе рассматриваются особенности производства и распространения научного знания, основные каналы и средства коммуникации. Курс предназначен для студентов, специализирующихся на социальных исследованиях науки и технологий.
- Преподаватель: Элина Геринг
- Преподаватель: Татьяна Максимова